Открытый урок по литературе в 8 классе

Бухарская область Гиждуванский район


средняя общеобразовательная школа № 21


 


 


Открытый урок по литературе в 8 классе


на тему:


 


«А счастье было так возможно…»


по повести И.С.Тургенева «Ася».


 


 


Адизова И. А.


 


Тема урока:  «А счастье было так возможно…»


по повести И.С.Тургенева «Ася».


Цель урока: общие сведения о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в повести «Ася», совершенствование навыков выразительного чтения, развивать умения давать аргументированный ответ на поставленный вопрос, анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать, обобщать, составлять таблицу.


Оборудование: компьютерная презентация, музыкальное сопровождение И.Штраус «Над голубым Дунаем», «Венский вальс».


Метод обучения: проблемно-поисковый


Тип урока: обобщения и систематизации изученного материала.


Способ работы: групповая, коллективная, индивидуальная.


Обучающие: формирование субъективной оценки произведения на основе анализа художественного текста.


Развивающие: совершенствованье навыков анализа художественного произведения, повторение теоретических понятий: жанр, изобразительно – выразительные средства, композиция, сюжет, психологизм, лиричность произведения.


Воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Ход урока.


(Слайд 1)


У счастья нет завтрашнего дня…


У него есть настоящее  -


-и то не день — а мгновение.


И.С.Тургенев.


I.Организационный момент. Мониторинг посещаемости.


II. Проверка домашнего задания.


Учитель:


    Любовь, любовь – загадочное слово


Кто мог бы до конца тебя понять?


Всегда во всем старо ты или ново?


                             Томленье духа ты иль благодать?


   Я наш урок начала с этих строчек неслучайно. Как вы думаете, почему? Посмотрите на слайд. Это перед нами Полина Виардо (слайд 2), что вы помните о ней. (Это вечная любовь писателя). И в повести «Ася» главная тема-тема любви. Всё о ней, о любви. Любовь…это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств. Тургенев, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом воспринимал рождение вечно юного чувства – любви. Как справиться с сердечной болью? Что такое безответная любовь? Как перенести страдание отвергнутой любви и оскорблённого чувства?


    Как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто полюбит! Краски становятся ярче, звуки отчетливее. Полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты, добра.


     Вопросы и вопросы…прямых ответов на них мы не найдем у Тургенева, но все тургеневские герои проходят «испытание любовью», проверку на жизнеспособность.


     Повести и рассказы Тургенева объясняет одна черта – в каждой из них есть «психологическая загадка».


      Вот нам и предстоит сегодня попытаться разгадать эту психологическую загадку, понять, какими средствами пользуется писатель для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний, проследить, как знакомство Н.Н. с Гагиными перерастает в историю любви,  которая оказалась для героя источником сладостных  и горьких терзаний, которая потом с годами сделала героя одиноким стариком.


 


   — Итак, обратимся к тексту повести


   — Какую форму повествования выбирает автор?


(Повесть написана в форме рассказа Н.Н. о том, как много лет назад он путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и подружился с русскими: Гагиным и его сестрой Асей. Рассказчик сообщает не только о событиях, беседах, описывает обстановку, но, главное, воспроизводит историю любви, вновь переживает былое).


   — Чем поразили Н.Н. Ася и её брат при первом знакомстве: «Гагин мне понравился тотчас. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят».


Ася «с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что- то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица…»


«Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно, вставала, убегала в дом и прибегала снова… »


   — А каким эпизодом заканчивается первая встреча?


(слайд 3 «Лунная ночь», звучит вальс «Над голубым Дунаем»)


Учитель читает страницу 18-19.


   — А вторая встреча, чем закончилась? ( «Я разделся, лёг и старался заснуть, но час спустя я опять сидел в постели…»)


   — А третий вечер как закончился? («Что за хамелеон эта девушка!»)


   — А по-вашему, какая Ася?


 


 Работа в малых группах. Составление карты восприятия.


 


 


                                                  


 


 


 


 


                                                                     непредсказуемая


               грациозная                                                                          


                                          экстравагантная


 


 


Инсценировка IV главы


(слайд 4,5,6)


 


  Почему же она такая странная, загадочная, ранимая?


Расскажите историю Аси. (Ася – долчь крестьянки и барина. До 8 лет воспитывалась матерью в строгости. Выдана отцом в светское общество. Уже не крестьянка, но и барыней не станет никогда. Двойственность положения).


 


Глава



Странности



Причины




II глава



Было что-то свое, особенное.


Дичилась.


Ни одно мгновение не сидела смирно.



Глава 8


История семьи Гагиных.


Понимает двойственность своего положения




IV глава



Поливает цветы на развалине. Как коза лазит.


Самое изменчивое лицо.


Страсть знакомиться с людьми круга «низшего»



Искренна, не умеет лукавить.


Естественна.


Она вся – чувства и эмоции.





Изоҳлар (0)

RSS ўгириш / айлантириш

Рўйхатдан ўтганлар ва тасдиқланганларгина изоҳ қолдиришлари мумкин.