топик, блог, фотосет ёки йўналтиргич яратиш

Махалля как социальный институт

Диалог во благо общества
Жамият
Введение
Устойчивость социальной системы основывается на стабильности социальных связей и отношений. Наиболее устойчивыми социальными отношениями являются так называемые институционализированные отношения, то есть отношения, закрепленные в рамках определенных социальных институтов. Именно система социальных институтов обеспечивает в современном обществе воспроизводство социальной структуры. Для человеческого общества всегда жизненно важно было закреплять некоторые типы социальных отношений, делать их обязательными для всех своих членов или определенной социальной группы. В первую очередь в таком закреплении нуждаются значимые для обеспечения функционирования социальной системы отношения, например, снабжение ресурсами (продукты питания, сырье), воспроизводство населения.
Процесс закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов. Эти роли и статусы предписывают индивидам правила поведения в рамках определенных социальных отношений. Также вырабатывается система санкций для того, чтобы на ее основе обеспечивать соблюдение установленных нормативных требований. В процессе создания таких систем и возникают социальные институты.
Современный термин «институт» происходит от латинского institutum — установление, учреждение. Со временем он приобрел несколько значений. В социологии он в первую очередь применяется для обозначения комплексных социальных образований, призванных обеспечивать стабильность и удовлетворение потребностей социальной системы.
Социальный институт  — это совокупность статусов и ролей, необходимых материальных, культурных и других средств и ресурсов, направленных на выполнение определенной социально значимой функции. В содержательном плане социальный институт — это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенной ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Таким образом, любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач.
Махалля как важнейший социальный институт.
В Узбекистане издревле сложился очень самобытный тип построения общественных отношений. Это связано как с географическим положением его между Ближним Востоком и Юго-Восточной Азией, на стыке культур и на пути, по которому осуществлялся контакт между цивилизациями в течение пятнадцати веков, так и с историей этого края. За долгие века территории Средней Азии завоёвывались персами, греками, арабами, монголами; но, важнейшим этапом стали 150 лет жизни в составе Российской Империи, а затем, и в составе СССР, что стало причиной ярко выраженного этнического разнообразия.
Ассимиляция иммигрантов в Средней Азии проходила чрезвычайно легко в силу дружелюбности и гостеприимства местного населения. А узбеки же в ответ перенимали лучшее из чужих традиций и обычаев: так в крае сначала появился Навруз (принесли огнепоклонники-персы), сложились архитектурные стереотипы (симбиоз позднегреческой и арабской архитектуры, развившейся далее самобытно), религию Ислам привнесли так же арабы, но вот такой общественный институт, как махалля, присущ только народам Средней Азии – узбекам, киргизам и туркменам.
Махалля для всего мира – это населенный квартал. В Узбекистане же на протяжении многих веков традиции добрососедства вылились в нечто большее:
Махалля в Узбекистане – это орган местного самоуправления, выполняющий не только административные, но и институциональные функции. Издревле махалля была общиной, которая осуществляла организацию общественной жизни, торговли, воспитания, взаимопомощи. Преимущество махалли перед организованной официальной властью является то, что она ближе к исполнителю и к народу, гораздо гибче и маневренней, а также народ знает власть в лицо, что вызывает доверие, благорасположенность и доброжелательность.
Махалля – это ещё не сложившийся социальный институт. Он постоянно развивается и совершенствуется. И это развитие происходит гораздо быстрее, чем у формализованных институтов власти. Махалля менее костна, менее подвержена бюрократии, так как она ограничена в своих размерах.
Как мы помним, во время жизни в СССР, Центр пытался искоренить традиции народов, которые создавали различия между ними, так как «советский человек» не должен был иметь национальности. Но такой крепкий институт, как махалля, остался ими нетронут.
На сегодняшний день, махалля очень активно развивается усилиями нынешней власти. Демократия предполагает ступенчатую модель власти, в которую махалля вписывается идеально не только на исполнительный орган, но и как целостная административная структура. Она стала более организованной и формализованной, появилась законодательная база, на которую она может опереться. Также, большим шагом вперед стало перенесение основной деятельности махалли из чайханы, в которой собирались аксакалы, в специальные махаллинские комитеты. Комитет стал избираться народом – это тоже шаг к большей прозрачности модели нашей власти.
Государство видит в махалле большие достоинства и преимущества в делегировании части своих функций ей: она практична, быстра в реагировании и, главное, не обезличена. Это позволяет государству иметь некоторую интеракцию в процессе управления – народ гораздо более отзывчив к местным органам власти.
Вывод
Подводя итоги, хотелось бы отметить те меры, которые принимаются государством, чтобы жизнь власть была в руках самого народа и то, что активное развитие такого социального института – это наилучший способ обеспечить принципы демократии.
 
Я считаю, что развитие махалли как структуры власти позволит государству активно участвовать в общественной жизни народа, быстро реагировать на события и не распылять внимание более крупных структур, передавая часть ответственности на сам народ.
Старший преподаватель ТГТУ Каримова Н. В., студент третьего курса факультета «Энергетика» ТГТУ Акбаров С.

0 изоҳ

Рўйхатдан ўтганлар ва тасдиқланганларгина изоҳ қолдиришлари мумкин.