топик, блог, фотосет ёки йўналтиргич яратиш

Рейтинг
0.00
avatar

Диалог во благо общества

Батафсил

Ўзбекистон президентининг нутқи Кембрижда нашр этилди

Жамият
Марказий Осиё бўйича Кембриж форуми томонидан Шавкат Мирзиёевнинг Тошкент анжуманидаги нутқи махсус рисола шаклида чоп этилди
 
Ўзбекистон президенти Шавкат Мирзиёевнинг Тошкентда шу йилнинг 15 июнида “Ижтимоий барқарорликни таъминлаш, муқаддас динимизнинг софлигини асраш – давр талаби” мавзусига бағишланган анжуманда сўзлаган нутқида тилга олинган ғоя ва фикр-мулоҳазалар хорижий мамлакатларда ҳам катта қизиқиш уйғотди, деб ёзади “Жаҳон” АА.

«Мы перестали общаться с людьми» — Шавкат Мирзиёев

Жамият

Шавкат Мирзиёев.
Фото: Канал «Узбекистан»

«Мы перестали общаться с людьми» — Шавкат Мирзиёев

С 2017 года хокимы и руководители органов прокуратуры и внутренних дел будут отчитываться перед населением.

Вчера, 12:36   Политика  

Избранный Президент Узбекистана Шавкат

Баркамол инсонни шакллантиришда эстетик тарбиянинг ахамияти

Диалог во благо общества
Жамият
     Бугун Ўзбекистон ҳуқуқий-демократик давлат, эркин, фуқаролик жамиятини барпо этиш йўлидан бормоқда. Ҳозирда амалга оширилаётган барча ишлар, ишлаб чиқилаётган дастурлар моҳиятан инсонпарвар жамият фуқаросининг тарбияси масаласига қаратилган.
      Маълумки, тарбиянинг бош вазифаси инсон борлиғининг камол топтиришдан иборат. Зеро, ҳуқуқий, аҳлоқий, иқтисодий, сиёсий каби қатор тарбия шаклларининг барчасида инсон масаласи ётади.

Ўзаро англашув меморандуми имзоланди

Жамият
Ўзбекистон Истеъмолчилар ҳуқуқларини ҳимоя қилиш жамиятлари федерацияси (ЎИҲҲҚФ) 21-28 февраль кунлари Ҳиндистон истеъмолчилар ассоциациясининг (ҲИА) таклифига кўра ушбу мамлакат Тамил-Наду штатининг Ченнай шаҳрига сафар қилди.
Ўзаро тажриба алмашиш мақсадида ташкил этилган сафар чоғида ЎИҲҲҚФ раиси Жаҳонгир Саримсоқов ҲИА раисаси Нирмала Десикан билан икки ташкилот ўртасидаги келгуси ҳамкорлик йўналишларини белгилаб берувчи ўзаро англашув меморандумини имзолади.

Доброе дело

Диалог во благо общества
Жамият
В Нукусском государственном педагогическом институте со стороны ОДМ «Камолот» было проведено собрание. На собрании были представители   Благотворительного фонда Республики Каракалпакстани ОДМ института.  

Фемизинм: вчера, сегодня, завтра

Диалог во благо общества
Жамият
СтудентМашарипов Якуббай Кудратович ТГТУ 62-12 ЭЭ
ПреподавательКаримова Н.А.
 
Феминизм: вчера, сегодня завтра
 
В современном обществе все больше уделяется внимание проблеме феминизма. Я считаю эту проблему наиболее важной, потому что эта она наиболее актуальна на сегодняшний день. Для начала стоит дать определение понятию феминизма и рассказать немного об истории его возникновения.
 
In modern society, more and more attention is paid to the issue of feminism. I think the problem most important, because it is the most relevant today. First, let's define the concept of feminism and talk a little bit about the history of its occurrence .
 
 
Феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina — «женщина») — в широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами. Феминизм — термин, применяемый к идеологически-политическим, правовым, философским течениям западной мысли, занимающиеся женской проблематикой. Идеи феминизма, возникнув в Европе в эпоху Просвещения, во второй половине XX века получили распространение в большинстве стран мира. Заявкой на выделение женской тематики в особый предмет рассмотрения принято считать работу М. Уоллестоункрафт «Защита прав женщины» (1792г.), вопрос о неравноправии женщин обсуждали Ш. Фурье, Д. Дидро, М. Кондорсе, Ф. Энгельс и др. В 1970-е гг. произошёл взрыв феминистских исследований, а полученные в них результаты оказали влияние на общественные дисциплины. Внешним его стимулом явились противоречия современной цивилизации: она детерминирует массовый приток женщин в профессиональный труд и способствует их личностной самореализации, но ее структуры, создававшиеся с расчетом на женщину-домохозяйку, делают болезненным этот процесс (двойное бремя труда, дилемма карьера — семья, и др.). Феминизм является попыткой направить ход развития цивилизации по гуманистическому и демократическому руслу. В рамках феминизма имеются разнообразные течения: либеральное, радикальное, марксистское, социалистическое, постмодернистское и др.
Исходя из истории феминизма, меня заинтересовала проблема исторических изменений положения женщины, и их отражение в современном мире. Для изучения этой проблемы необходимо рассмотреть положение женщины во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной и духовной.
Политическая деятельность женщин — это особая сфера, до сих пор не получившая научного обоснования, которое необходимо, потому что чисто мужская политика в демократическом обществе немыслима, обречена на провал. «Вторая половина XX века отмечена прорывом женщин в высшие эшелоны власти. Это в основном характерно для Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. В России всплеск политической активности женщин пришелся на первую половину XX века. Большевики открыли дорогу женщинам в сферу политической деятельности. В 1917 г. был принят ряд законов, защищающих права женщин (Женские советы под руководством женотделов партийных органов). До 30-х годов XX столетия политическая деятельность в СССР была достаточно бурной, однако в 30-е годы, к сожалению, она начала постепенно сокращаться. В 1934 году упразднили женский сектор при ЦК ВКП (б)».
Так называемое современное демократическое общество, в котором народ управляет делами этого общества, где созданы механизмы, гарантирующие каждому доступ к власти, гарантируя права человека, его свободы и возможности самоутверждения, на поверку оказалось блефом. Справедливо замечание Е.Ф. Лаховой, что «общество не может считаться демократическим, если женщины играют в политике пассивную роль (только как избиратели), не участвуют в управлении государством, не занимают руководящих постов, занимают подчиненное место в семье». Участие женщины в политической деятельности необходимо, т.к. мировой опыт парламентаризма свидетельствует: если в законодательном органе 10% мест занимают женщины, это облегчает принятие закона в защиту детей. Если 20-30% мест заняты женщинами, то все программы, отражающие интересы всего женского населения, реализуются намного быстрее и эффективнее. Без участия и наделения властными полномочиями женщин не могут быть найдены надежные решения в обществе, которому угрожают социальные, экономические или другие проблемы.
Современный рынок в РФ выявил резко выраженную тендерную направленность изменения структуры занятости на рынке труда: сокращение женщин во всех отраслях экономики, их доли на рабочих местах, требующих высокого профессионального мастерства и знаний, особенно в сфере интеллектуального труда, сосредоточение женщин в отраслях с нестабильной и законодательно незащищенной занятостью, в том числе и в неформальной экономике. Женщины оказались неконкурентоспособными, социально более уязвимыми, а мужчины проявили особую жесткость в бизнесе. Более благоприятные условия для деятельности женщин остались в учебных заведениях, медицине, сфере обслуживания, при использовании тяжелого физического труда, а также в социальной сфере. Одной из перспективных сфер, поддерживающих женскую занятость в условиях становления рыночных экономических отношений, может стать активно развивающаяся сфера социального обслуживания населения.
Сложившаяся и обострившаяся дискриминация в отношении женщин в условиях экономических преобразований дает возможность сделать следующие выводы:
         не может быть подлинной демократии при существующей дискриминации части населения в сфере экономики;
         сокращена возможность выбора женщинами профессиональной карьеры;
         ликвидирована экономическая независимость женщин; невозможно формирование партнерских отношений с мужчинами в сфере экономики;
         реальная демократия основывается на самообеспечении личности за счет труда и собственности, а также широкого доступа к государственным социальным услугам (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, организация отдыха детей и семьи и др.) .
Исследование социального статуса женщины имеет свои причины. Это, прежде всего, новые социально-экономические отношения, возникающие в процессе реформирования общества, когда кризис, охвативший Россию, в первую очередь сказался на женщине и семье. Немалую роль в исследовании проблемы имеет международный документ, принятый ООН в 1979 г., — «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Эта Конвенция предусматривает реализацию принципа равноправия.
Серьезной социальной проблемой остается жестокое обращение и насилие в отношении женщин в семье. Законодательные основы правового регулирования отношений в области социальной защиты от насилия в семье еще не сформированы.
На данный момент существуют два подхода к изучению проблемы социального статуса женщин. Первый — упрощенный, когда дается анализ на уровне обыденного сознания, и второй — научно-социологический, исследующий крупные социальные общности, отличающиеся определенными характеристиками: спецификой психологии, многоролевыми функциями, относительной целостностью, устойчивостью в структуре общества. Второй подход требует анализа деятельности женщин во всех сферах (экономической, политической, социальной, духовной).
«Женщина должна быть не объектом политики, а его субъектом, способным создавать свои формы самореализации (формальные и неформальные), создавать нежесткие структуры. Реализацию себя как личности женщины осуществляют в разных формах, в том числе и через развивающееся женское движение, обладающее относительной самостоятельностью. Адаптация женщин к современным условиям связана с большими социальными издержками, которые делают неравными стартовые возможности для мужчин и женщин».
В духовной сфере женщина достигла высот, в частности в науке, вопреки мнению многих ученых мужей, женщина смогла добиться огромных успехов, хотя ее деятельность всегда была связана с определенным риском.
Еще в античные времена было немало женщин, проявлявших себя в науке. «Это Гипатия из Александрии (370 — 415 гг.), женщина — математик, астроном и философ-неоплатоник».
Во все времена ключевые позиции в науке занимали мужчины, хотя научные открытия совершали и женщины. Широко распространено мнение, что мужчина — это дух, женщина — природа. Поэтому подчеркивается социобиологическая предопределенность женской неполноценности в науке. Довольно распространен взгляд, что половые различия связаны с интеллектуальными способностями. Имеют место теории, указывающие на биологические причины непреодолимых различий по интеллекту между мужчинами и женщинами.
«Открытия женщин-ученых часто замалчиваются даже в студенческой аудитории. Когда просят назвать женщин — лауреатов Нобелевской премии, то называют лишь Марии Склодовскую-Кюри, но не знают о заслугах Ирен Жолио-Кюри, Дороти Ходкин, Марии Майер и др. ».
Если крупный научный результат получен группой ученых, то участвующие в научном исследовании женщины часто даже не упоминаются. Все заслуги приписываются руководителю группы — мужчине. Женщины воспринимаются как полезные сотрудники, способные выполнять необходимую лабораторную работу, но лишенные творческих способностей.
Подход к роли женщины в науке чрезвычайно вреден при формировании культурных ориентиров целых поколений. Наука, которая уготовила женщине роль аутсайдера, по моему мнению, бесперспективна.
Наука, прежде всего, должна быть объективной во всех отношениях, в том числе и в реальном отражении роли каждого из участников научных исследований и открытий. Наука основывается на деятельности людей с высокоразвитым интеллектом, глубокими знаниями и умением вести кропотливую научно-исследовательскую работу, и она не должна обходиться без женщин, которые, к сожалению, играют в ней чаще всего роль аутсайдеров, выполняя всю практическую исследовательскую работу. Женщинам присвоена репутация полезных рядовых в армии ученых, выполняющих рутинную работу, лишенную творчества.
Проанализировав все сферы общества, я пришла к выводу, что в настоящее время положение женщины постепенно изменяется в лучшую сторону. На основе данных истории я вижу, как женщина постепенно меняет свое положение в обществе, получая все больше прав и свобод. Особенно это характерно для политической и экономической сфер. Сейчас женщине проще добиться карьерных высот, продвинуться по служебной лестнице. Она смогла сделать так, что функции материнства и хранительницы очага стали не единственными. Теперь женщину можно воспринимать не только как мать и домохозяйку, но и как полноправного члена общества, успешного политика, ученого экономиста.
Современное общество скорее можно назвать эмансипированным, т.к. современная женщина во многом научилась обходиться без мужчин. Если раньше, в недавнем прошлом, женщина, работая наравне с мужчиной, получала меньше, главным «добытчиком» в семье был мужчина, то сейчас женщина стала получать наравне с мужчиной, а иногда и больше. Сейчас даже существуют такие семьи, в которых основным источником дохода является женщина, а мужчина выполняет функции женщины, т.е. воспитывает детей, ведет домашнее хозяйство, следовательно, для современности зачастую характерна смена функций мужчиной и женщиной.
К сожалению далеко не все цивилизованное общество эмансипировано. Явление, когда женщина является истинной главой семьи скорее исключение, зачастую ей приходиться совмещать функции, как мужчины, так и женщины.
По демографическому энциклопедическому словарю глава семьи определена как глава домохозяйства, один из членов семьи, выполняющий роль её лидера. В последние десятилетия относительно незаметно сложился новый семейный стереотип, постепенно перерастающий в культ сильной женщины, главы семьи.
Считается правильным и достойным всяческого одобрения, когда женщина работает, обеспечивая всю семью, занимается детьми, ведет домашнее хозяйство и при этом еще прекрасно выглядит, успевая заниматься спортом и своей внешностью. При этом такая женщина идет по жизни с улыбкой, гордится собой и своим успехом, и полностью довольна сложившейся ситуацией.
На самом деле, утверждают психологи, даже самая сильная и успешная женщина в глубине души очень хочет быть слабой и иметь рядом с собой сильного мужчину, который будет защитником и кормильцем в семье. Современная женщина как никогда ранее хочет ощущать поддержку от своего спутника жизни. Такая модель, в которой мужчина был основным добытчиком в семье, а женщина только занималась бытом и детьми, была действенной на протяжении многих сотен лет, и от нее довольно сложно избавиться. К сожалению, новые статистические данные показывают, что мужчина-добытчик становится постепенно вымирающим видом.
Все реже браки регистрируются официально, разводы стали чаще в 4 раза по сравнению с концом прошлого века. Семья, состоящая из двух родителей, встречается все реже. Причиной социологи называют тенденцию к тому, что женщины все чаще строят свою успешную карьеру, переставая зависеть от мужчины и финансово, и эмоционально.
Существует множество противников сложившейся ситуации, как со стороны женщин, так и со стороны мужчин. Женщины говорят, что они вынуждены брать на себя всю ответственность за семью, так как эту ответственность отказываются брать на себя их мужья и партнеры. Но в глубине души многие из успешных сильных женщин все-таки мечтают о том, чтобы главой их семьи был мужчина.
Мне нравится современный афоризм: жена в семье — главная, а если муж думает, что это он все решает, значит, она еще и умная. Я считаю, что женщина должна быть опорой для мужчины, его правой рукой, однако полностью перенимать его обязанности будет сложно для нее. Оптимальный вариант семьи, где муж голова, а жена шея, где женщина не только тихая и послушная домохозяйка, а где есть простор для её самореализации. Здесь оба супруга должны поддерживать друг друга.
На мой взгляд, нашему обществу еще есть куда стремиться. Этот вопрос является одним из важнейших вопросов, и его решение растянулось на столетия. Я надеюсь, что, в конце концов, его решение даст женщинам большую свободу в выборе деятельности, строительстве карьеры и устройстве семейного очага.
феминизм сильная женщина культ


Список литературы
 
1.         Вильгельм В. Гарантии гармонии и свободы, Академия наук СССР Москва-Ленинград, 1962.584 с.
.           Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. — М.: АСТ; Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. — 976 с.
3.         Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.
4.         Женская занятость: проблемы и перспективы // Научно-практическая конференция. М., 1999. 77с.
5.         Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология: Учебное пособие. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. — 248 с.
.           Лахова Е.Ф. Роль женщин в демократизации российского общества // Женщины в политике, политика для женщин. М., 1996. С. 5
.           Торохова Н.Е. Женский путь в политику: гендерные стереотипы и перспективы. [Электрон. ресурс] Режим доступа: socio. my1.ru
.           Феминизм: Восток — Запад — Россия. Москва: «Издательская фирма „Восточная литература“, 1993, 243 с.
.           Черкасова Д. Женщине поневоле приходится быть главой семьи [Электрон. ресурс] Режим доступа: deti. mail.ru
 
.           Энциклопедия современной эзотерики [Электрон. ресурс] Режим доступа ariom.ru

Махалля как социальный институт

Диалог во благо общества
Жамият
Введение
Устойчивость социальной системы основывается на стабильности социальных связей и отношений. Наиболее устойчивыми социальными отношениями являются так называемые институционализированные отношения, то есть отношения, закрепленные в рамках определенных социальных институтов. Именно система социальных институтов обеспечивает в современном обществе воспроизводство социальной структуры. Для человеческого общества всегда жизненно важно было закреплять некоторые типы социальных отношений, делать их обязательными для всех своих членов или определенной социальной группы. В первую очередь в таком закреплении нуждаются значимые для обеспечения функционирования социальной системы отношения, например, снабжение ресурсами (продукты питания, сырье), воспроизводство населения.
Процесс закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов. Эти роли и статусы предписывают индивидам правила поведения в рамках определенных социальных отношений. Также вырабатывается система санкций для того, чтобы на ее основе обеспечивать соблюдение установленных нормативных требований. В процессе создания таких систем и возникают социальные институты.
Современный термин «институт» происходит от латинского institutum — установление, учреждение. Со временем он приобрел несколько значений. В социологии он в первую очередь применяется для обозначения комплексных социальных образований, призванных обеспечивать стабильность и удовлетворение потребностей социальной системы.
Социальный институт  — это совокупность статусов и ролей, необходимых материальных, культурных и других средств и ресурсов, направленных на выполнение определенной социально значимой функции. В содержательном плане социальный институт — это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенной ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Таким образом, любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач.
Махалля как важнейший социальный институт.
В Узбекистане издревле сложился очень самобытный тип построения общественных отношений. Это связано как с географическим положением его между Ближним Востоком и Юго-Восточной Азией, на стыке культур и на пути, по которому осуществлялся контакт между цивилизациями в течение пятнадцати веков, так и с историей этого края. За долгие века территории Средней Азии завоёвывались персами, греками, арабами, монголами; но, важнейшим этапом стали 150 лет жизни в составе Российской Империи, а затем, и в составе СССР, что стало причиной ярко выраженного этнического разнообразия.
Ассимиляция иммигрантов в Средней Азии проходила чрезвычайно легко в силу дружелюбности и гостеприимства местного населения. А узбеки же в ответ перенимали лучшее из чужих традиций и обычаев: так в крае сначала появился Навруз (принесли огнепоклонники-персы), сложились архитектурные стереотипы (симбиоз позднегреческой и арабской архитектуры, развившейся далее самобытно), религию Ислам привнесли так же арабы, но вот такой общественный институт, как махалля, присущ только народам Средней Азии – узбекам, киргизам и туркменам.
Махалля для всего мира – это населенный квартал. В Узбекистане же на протяжении многих веков традиции добрососедства вылились в нечто большее:
Махалля в Узбекистане – это орган местного самоуправления, выполняющий не только административные, но и институциональные функции. Издревле махалля была общиной, которая осуществляла организацию общественной жизни, торговли, воспитания, взаимопомощи. Преимущество махалли перед организованной официальной властью является то, что она ближе к исполнителю и к народу, гораздо гибче и маневренней, а также народ знает власть в лицо, что вызывает доверие, благорасположенность и доброжелательность.
Махалля – это ещё не сложившийся социальный институт. Он постоянно развивается и совершенствуется. И это развитие происходит гораздо быстрее, чем у формализованных институтов власти. Махалля менее костна, менее подвержена бюрократии, так как она ограничена в своих размерах.
Как мы помним, во время жизни в СССР, Центр пытался искоренить традиции народов, которые создавали различия между ними, так как «советский человек» не должен был иметь национальности. Но такой крепкий институт, как махалля, остался ими нетронут.
На сегодняшний день, махалля очень активно развивается усилиями нынешней власти. Демократия предполагает ступенчатую модель власти, в которую махалля вписывается идеально не только на исполнительный орган, но и как целостная административная структура. Она стала более организованной и формализованной, появилась законодательная база, на которую она может опереться. Также, большим шагом вперед стало перенесение основной деятельности махалли из чайханы, в которой собирались аксакалы, в специальные махаллинские комитеты. Комитет стал избираться народом – это тоже шаг к большей прозрачности модели нашей власти.
Государство видит в махалле большие достоинства и преимущества в делегировании части своих функций ей: она практична, быстра в реагировании и, главное, не обезличена. Это позволяет государству иметь некоторую интеракцию в процессе управления – народ гораздо более отзывчив к местным органам власти.
Вывод
Подводя итоги, хотелось бы отметить те меры, которые принимаются государством, чтобы жизнь власть была в руках самого народа и то, что активное развитие такого социального института – это наилучший способ обеспечить принципы демократии.
 
Я считаю, что развитие махалли как структуры власти позволит государству активно участвовать в общественной жизни народа, быстро реагировать на события и не распылять внимание более крупных структур, передавая часть ответственности на сам народ.
Старший преподаватель ТГТУ Каримова Н. В., студент третьего курса факультета «Энергетика» ТГТУ Акбаров С.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИ

Диалог во благо общества
Жамият
Старший преподователь Каримова Наргис Вахидовна, студент Сатлыков Рустам Абдумуминович
 
          
Я считаю, что Социальная защита населения это долг не только органов власти, но и каждого гражданина по отношению к нуждающимся людям в ней.
Социальная защита населения — это система прямых целевых гарантий государства населению, обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности. Целью является обеспечение следующих гарантий населению: работы для трудоспособных; обеспечение пособиями уже и еще нетрудоспособных, инвалидов и иных социально уязвимых групп населения; нормальный уровень жизни на основе дохода от трудовой деятельности или пособия; минимальное равнодоступное обеспечение жильем, услугами здравоохранения и культуры; получение образования, необходимого для формирования современной квалифицированной рабочей силы. Объектами социальной защиты являются: лица пенсионного возраста; инвалиды; дети, потерявшие кормильца; дети из малообеспеченных семей; безработные; беременные женщины и неработающие матери, осуществляющие уход за малолетними детьми; временно неработающие по болезни; учащаяся молодежь. Социальная защита населения в Узбекистане обеспечивается следующими видами социальной помощи: пенсии; пособия; льготы, преимущества и услуги; единовременная материальная помощь.
Попытавшись осознать то количество людей, которым необходима социальная помощь, понимаешь, насколько она важна. Каждый день все люди нуждаются в материальном благе. Большинство людей имеет возможность обеспечивать себя и близких самостоятельно. Но часть людей, по различным причинам, не могут обеспечить себя, или у них нет для этого условий. Этим людям социальная защита необходима. Некоторым она нужна для получения образования, кто — то временно не может трудоустроиться, кто — то находится уже в преклонном возрасте и не может себя обеспечить самостоятельно, кто – то, наоборот, ещё ребенок и нуждается не только в материальном обеспечении, но и в образовании, а кому —  то жизненно необходимо обеспечение лекарствами и медицинской помощью каждый день. Всё это должна обеспечивать социальная защита. Ставить под вопрос необходимость социальной защиты, на мой взгляд, бесчеловечно и не гуманно.
На сегодняшний день в нашей стране разрабатывается немало проектов по социальной защите населения. В рамках реализации Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения в 2014 году создано 988,8 тыс. рабочих мест, в том числе 604,1 тыс. рабочих мест (61,1% от общего количества) создано в сельской местности. Занятость населения очень важный показатель, как для экономики страны, так и для её социальной жизни. Не обошло государство стороной здравоохранение населения. В течение 2014 года продолжено осуществление последовательной работы по оптимизации и реструктуризации учреждений здравоохранения, укреплению их материально-технической базы, усилению профилактики заболеваний, совершенствованию процессов подготовки и переподготовки медицинских кадров, улучшению доступности и качества медицинской помощи населению. В частности, в течение 2014 года введено объектов здравоохранения на 9816 коек и 10,1 тыс. посещений в смену. Уровень оснащенности республиканских центров оборудованием доведен более  чем на 75% в том числе высокотехнологическим оборудованием – около 70%. В результате укрепления материально- технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений, республиканских центров, оснащения их современным медицинским оборудованием и расширения общеврачебной практики уровень госпитализации в стационары снизился с 17,0 на 100 больных до 15,9. Не забыли об обеспечении жильём населения нашей страны. В рамках реализации Программы по строительству индивидуального жилья, по типовым проектам в сельской местности, освоено инвестиций на сумму 1934,7 млрд.сум и осуществлен ввод 11 тысяч домов по программе 2014 года. Стоит отметить, что в прошлом году основным направлением в сфере социальной защиты была  Государственная программа «Год здорового ребенка». В 2014 году разработаны проекты законов Республики Узбекистан: «О физической культуре и спорте» в новой редакции и «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан Об образовании», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан О профилактике йододефицитных заболеваний », «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», «О защите детей от информации, оказывающей вредное воздействие на их физическое и духовное развитие» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленных на создание нормативно-правовой базы по формированию здорового и гармонично развитого поколения. Реализованы программные меры по дальнейшему укреплению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матерей, детей и подростков, улучшению питания населения, фортификации муки и соли, пропаганде грудного вскармливания, обеспечению витаминными препаратами беременных женщин и детей до 5 лет. В рамках программы по охране здоровья матерей и детей в 2014 году прошли медицинский осмотр свыше 13,6 млн. женщин фертильного возраста, детей и подростков. В целом, на реализацию мероприятий Государственной программы «Год здорового ребенка» за 2014 год направлены средства в объеме 4 965 млрд. сум  и 266,1 млн. долларов США.
Социальная защита имеет много побочных положительных эффектов для общества. Так, если малообеспеченные слои населения будут иметь поддержку государства, уровень преступности будет уменьшаться, уменьшится и вероятность народных волнений. Одной из целей соцзащиты является трудоустройство и образование населения. Чем лучше будут выполняться эти функции соцзащиты, тем сильней будет экономика страны. Побочным эффектом соцзащиты в сфере здравоохранения является   увеличение количества трудоспособных граждан. Здоровье детей и молодёжи — залог развития страны в будущем.   Обеспечение гарантий социальной помощи матерям положительно повлияют на демографическую обстановку в стране.
Больше хотелось бы заострить внимание читателя на том, что те способы, которыми совершается социальная защита на сегодняшний день, можно усовершенствовать и расширить их количество. Самое главное, на мой взгляд, необходимо изменение отношения общества к людям, нуждающимся в социальной помощи. И тут нужно начать с физических лиц ведущие бизнес в сферах здравоохранения; питания и услуг; и других сферах. С помощью законодательства, стимулирующими методами их можно побудить к созданию льгот для нуждающихся. Сейчас, конечно, имеются организации, которые создают подобные льготы, но их, к сожалению, мало. Юридические лица в сфере услуг необходимо обязать к созданию условий для инвалидов колясочников, слабовидящих, слабослышащих, немых и других лиц, которые ограниченны в своих возможностях физически.   Элементарно, на сегодняшний день, очень малое количество организаций, включая и государственные, оборудованы пандусами. А это могут быть важные социальные места, необходимые для полноценной жизни инвалидов. Стоит напомнить, что не все лекарства произведённые у нас в Республике имеют на пачке надпись шрифтом “Брайля” для слепых. А ведь слепым тоже нужно при применении различать лекарства. За счёт средств массовой информации, путем социальных реклам можно изменить отношение и рядовых граждан к людям, нуждающимся в соцзащите. Так люди стали бы чаще помогать друг другу в транспорте, в магазине, элементарно довести плохо видящего человека за руку, или перевести бабушку через дорогу, помочь колясочнику доехать до нужного места, а иногда просто поговорить с человеком, чтобы он почувствовал себя не чужим. Важно чтобы нуждающиеся люди чувствовали себя полноценными, тогда, я считаю, что они смогут найти для себя варианты деятельности, принося пользу себе и обществу. В зарубежных странах практикуется создание специальных цехов, в которых люди с учетом их физических отклонений могут работать. На мой взгляд, труд, который происходит в удовольствие и добровольно, соединяясь с элементарным общением, является лучшей реабилитацией. За рубежом практикуется много различных способов помощи для нуждающихся в социальной защите: проф. обучение для безработных; дневные сады для престарелых, где они могли бы проводить свой досуг; специальные рабочие места для студентов со свободным графиком работы; и многое другое. Было бы полезно и в нашей стране применять подобные программы.
 
 На сегодняшний день мы и наше правительство добились положительных результатов в сфере соцзащиты, об этом красноречиво говорят вышеприведённая статистика. Но мы не должны останавливаться на достигнутом. Нам следует приложить усилия для ускорения процесса улучшения социальной защиты населения, это в наших руках. Какую бы мы должность не занимали, какой статус нас не определял в обществе, благополучие страны и всего народа в руках каждого из нас. Всегда стоит помнить об этом и уверенно делать шаги в будущее, где все граждане будут равны. 

“ОҚ” НИ “ҚОРА”, “ҚОРА”НИ “ОҚ” ДЕБ....

Диалог во благо общества
Жамият
Бугунги кунда айрим ижтимоий жараёнларни кузатар эканмиз, улар “оммавий маданият” гегемониясининг махсус ишлаб чиқилган ва моҳирона амалга оширилаётган “операция” сининг таркибий қисми сифатида инсонлар онгидаги соғлом ақлни бартараф этишга қаратилгани билан хатарлидир. Агар улар ўз мақсадларига етишса борми, инсонни хар қандай ғояга эргаштириш мумкин бўлади, уни исталган куйга солиш имкони юзага келади.
Ўтган асрнинг бошларида индустриал ишлаб чиқариш, маданиятни демократлаштириш, аҳоли билим даражаси ўсиши билан бир қаторда унинг маънавий эҳтиёжларида пасайиш кузатила бошлади.
“Оммавий маданият” нинг асосий мақсақларидан бири Ғарб маданиятидан андоза олиш, унга тақлид қилишни тараққиётнинг бош омили сифатида ўқтиришдир. Ушбу мақсад замирида айнан “маданий гегемония” ўрнатиш яринганини унутмаслик лозим. Моддиятга бурилиш, нафсни қондириш, буюмпарастлик каби “қадрият” ларнинг сингдирилиши иқтисодий жараёнларни янада тезлаштиради, чунки барча қадриятларга, нарсаларга сотиш ва сотиб олиш мумкин бўлган товар сифатида қаралади. Айтиш жоиски, бугунги кунда жамиятнинг барча соҳаларида савдо-сотиқ муносабатлари асосий ўринни эгалламоқда, инсонларда истеъмолчилик кайфияти авж олдирилаяпти, “инсоннинг ҳамёни қаерда бўлса, қалби ҳам ўша ерда”, деган ниҳояси ҳалокатли ғоя сингдирилмоқда. Молпарастлик ва худбинликнинг шу тариқа оммавий қадрият сифатида тиқиштирилиши эса инсон маънавиятини қашшоқлаштириб, “оммавий маданият” гегемониясини ўрганиш учун қулай шароит яратилишини таъминламоқда ҳамда ҳалқнинг маънавий ўзагига тажовуз қила бошлади.
Тарихий хотирани сусайтириш, жамиятдаги бирдамликка путур етказиш, ҳалқни маънавий илдизларидан маҳрум этиш каби усулларни таклиф қилаётган ушбу ҳаракат раҳномалари бу жараённи янги йўналишлар: ахлоқсизликни тарғиб қилиш, инсоннинг энг тубан майллари, нафсини қўзғаш билан янада бойитадилар. Бугун ёшларимиз ўзига хос “тушунчалар уруши” шароитида яшамоқдалар. “Оммавий маданият” ота-боболаримиз “қора” деган нарсаларни “оқ”, “оқ” деган нарсаларни “қора” деб ўқтирмоқда. Таъбир жоиз бўлса, у қора юзига оқ ниқоб тақиб олиб, ўзининг ғараз мақсадларини амалга оширмоқда.
Эътибор берилса “оммавий маданият” назариётчиларнинг ғалати қарашларига дуч келиш мумкин. Улар оламда мутлоқ гўзаллик йўқ, ҳамма нарса истеъмолчига, у белгилайдиган мезонларга боғлиқ, деб билишади. Уларни фикрича, одамлардага ўша мезонлар ўзгартирилса, сиз гўзал деб ҳисоблаган нарсаларни миллионлаб одамлар гўзал, дея бошлайдилар. Бунда телевидения, кинематография, газета, журналлар, реклама одамларда ана шундай фикр ва муносабатларни тарбиялашга қаратилади. Масалан, раклама ақлга эмас, туйғуларга, онг остига қаратилади. “Агар сиз шу товарни сотиб олсангиз, ҳаётингиз бутунлай ўзгариб кетади”, дейишади.
Маълумки, ўзмирлар, ёшлар янгиликка интилувчан, тенгқурларига ҳавасманд, модапараст, хориж стандартларини осон қабул қилишга мойил бўлади. Улардаги ана шу ижтимоий-психолагик ҳолат “оммавий маданият” каби шубҳали қадриятларга танқидий ёндашувни чеклаб қўймоқда. “Оммавий маданият” ташқи кўриниши, осон ўзлаштирилиши билан уларни қизиқтирмоқда. Турфа ғоя ва рамзлар, замонавий модалар, “Оммавий маданият” маҳсулотларини ёшлардан чуқур фикр-мулоҳаза юритишни талаб этмайди, хар хил ҳаёт ташвишларидан, турмуш муаммоларида халос этади, уларни ўқишга, билими олишга эмас, балки ўйнаб кулиб, “яшаб қолиш” га чақиради.
“Оммавий маданият” ёшлар ахлоқини ва маънавиятига қуйидаги восита ва усуллар орқали таъсир кўрсатмоқда:
Ҳозир жахон медиа бозорининг тўртдан уч қисмини Ғарб теледастурлари эгаллаган. Уларни тумтароқ мусиқалари, маъносиз ва ғайритабиий қўшиқларига бутун дунё тақлид қилмоқда. Бу ёшларни махлиё қилиб, ўз домига тортмоқда. Оқибатда, айрим ўсмирлар уйда, мактабда ва хатто йўлда ўз вақтини ана шу нарсаларга сарф қилаяпти. Шунингдеек, хорижда ишлаб чиқарилаётган андозасиз кийимлар ва уларда акс эттирилган маъносиз сўзлар ёки ёвузликка чорловчи суратлар ёшларнинг онги ва феълига салбий таъсир кўрсатаяпти.
Бундан ташқари, Ғарб турмуш тарзида ғурур, ор, эркаклик шаъни аёллик иффати деган нозик тушунчалар емирила бошлаганига анча бўлди.
“Эркин ҳаёт тарзи” сифатида тарғиб қилинаётган ахлоқсизлик, ҳаёсизлик, тажовузкорлик ва бошқа иллатлар инсон ҳаёти, оила мустаҳкамлиги ва ёшлар тарбиясига улкан хавф солаётгани барчамизни огоҳ этиши керак. Бундай хатарларга қарши тинмай курашишимиз кераклигини ҳаммага ўқтиришимиз зарур.
“Оммавий маданият” ортидан пайдо бўлаётган кичик муаммолар вақт ўтиши билан тузатиб бўлмас хавф-хатарларга олиб келиши мумкинлигини дунёдаги бир қанча жамиятлар ҳаётида ўз исботини топиб бўлди. Ғарб давлатлари жамиятшуносларини ташвишлантираётган оила масаласи бугун ўта долзарб масалага айланган. Мактабларда гуёхванд ўқувчиларнинг кўпаяётгани, нотўғри турмуш кечириш натижасида, турли хил касалликлар, жумладан, ОИТС нинг тарқалаётгани, қонунбузарлик ҳолатларининг борган сари кучаяётганлиги, жамиятдаги ахлоқсизликлар, ўта совуққон ва худбин, меҳрсиз шахсларнинг пайдо бўлаётгани аллақачон Ғарбнинг кўп давлатларини эсанкиратиб, боши берк кўчага олиб кириб қўйган.
Инсон ҳаёти ва ёшлар тарбиясига катта хавф солаётган ва бутун жахонда бамисоли бало-қазодек тарқалиб бораётган хуружларга қарши курашиш нихоятда долзарб масалалардан саналади.
Президентимиз таъкидлаганидек, бизнинг миллий руҳимиз ва табиатимизга ёт ва бегона бўлган ана шундай ҳодисаларни фақат танқид ва инкор қилиш ёки уларни тақиқлашнинг ўзи етарли эмас. Бундай хатарлардан хаётимизни асраш, маънавий бўшлиққа йўл қўймаслик учун авваламбор эзгу инсоний ғоялар билан халқимизнинг онги тафаккурини ва савиясини юксалтириш, жаҳон майдонида юз бераётган кесгин ақл-заковат ва истеъдод мусобақасида беллашувга қодир бўлишимиз шарт.

«ГТИ ВА НСФ» кафедраси доценти Р.Хужақулов

www.kel.uz – новый социальный проект

Диалог во благо общества
Жамият
В рамках грантового проекта “Реабилитация несовершеннолетних через социальные услуги” осуществляемого Информационно-аналитическим центром “Политика” при содействии Общественного фонда поддержки ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики, сдан в эксплуатацию веб-сайт www.kel.uz.
Через веб-сайт при участии ведущих экспертов и социальных работников будут оказываться социально-правовые, психологические услуги. Несовершеннолетние могут обратиться письменно на веб-сайт по интересующим их вопросам. Допускаются также анонимные обращения.

www.kel.uz – янги ижтимоий лойиҳа

Диалог во благо общества
Жамият
“Сиёсат” ахборот-таҳлил маркази томонидан Ўзбекистон Республикаси Олий Мажлиси ҳузуридаги Нодавлат нотижорат ташкилотлари ва фуқаролик жамиятининг бошқа институтларини қўллаб-қувватлаш Жамоат фонди молиявий кўмагида амалга оширилаётган “Ижтимоий хизматлар орқали вояга етмаганларни реабилитация қилиш” номли грант лойиҳаси доирасида www.kel.uz веб-сайти фойдаланишга топширилди.