топик, блог, фотосет ёки йўналтиргич яратиш

Рейтинг
+13.40
avatar

ТошПТИ Нукус филиали

Батафсил

Жоқары мәнаўиятлы бәркамал әўладты тәрбиялаўда Заҳриддин Мухаммад Бобур мийрасының әҳмийети

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан
      Ташкент педиатрия медицина институты Нөкис филиалында 2017-жыл 14-февраль күни барлық факультетлерде «Жоқары мәнаўиятлы бәркамал әўладты тәрбиялаўда Заҳриддин Мухаммад Бобур мийрасының әҳмийети» атамасында  руўхыйлық-ағартыўшылық илажлар, спорт жарыслары, әдебий  кешелер ҳәм китаплар көргизбелери

Внедрение инновационных методов обучение с целю обеспечения качества образовательного процесса медицинских вузов

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан
     Актуальность. В современных условиях в системе медицинского образования существует необходимость активного внедрения инновационных методов обучения с целью обеспечения качества образовательного процесса. Высшая медицинская школа – это новая высокотехнологичная система учебного оборудования, новые учебные программы,

Внедрение инновационных методов обучение с целю обеспечения качества образовательного процесса медицинских вузов

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан
     Актуальность. В современных условиях в системе медицинского образования существует необходимость активного внедрения инновационных методов обучения с целью обеспечения качества образовательного процесса. Высшая медицинская школа – это новая высокотехнологичная система учебного оборудования, новые учебные программы,

К вопросу эффективности применения интерактивных методов обучения по дисциплине анатомического профиля

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан
          С целью установления эффективности новых методов педагогических технологий в процессе обучения в течение трех лет (2013-2015 гг) нами были проведен сравнительной анализ двух моделей обучения. Традиционном дидактический и интерактивный методы новых педагогических технологии применялись на практических занятиях по

Модульная система образования и ее роль в формировании компетенций будущего врача

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан
     Актуальность. За годы независимости в Республике Узбекистан в соответствии с Законом «Об образовании» и Национальной программой по подготовке кадров, принятых в 1997 году, была проделана огромная по своим масштабам работа по реформированию всей системы образования, в том числе и кадровой инфраструктуры

Мектеп окыушыларында кози аззиликтин алдын алыу илажлары.

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан

«Саламат бала» жылына арналады.


  Кориу органы ямаса коз сезиу органларына киретугын болып, бул аркалы сырткы орталык тууралы  85-90 % маглыумат (информация) аламыз.  Бул адам организминин  хар тареплеме  осип рауажланыуына  тасир етеди.


Хазирги уакытта  мектеп  окыушыларында ушырайтугын  кози аззилик себеплеринин  бири рефракция кеселликлери болып, соннан жакыннан  кориушилик-миопия (miops-грекшеден козди кысып карау) тийкаргы орынды ийелейди.  Дунья жузинде  1 миллиардтан аслам адам бул кеселлик пенен есапка алынган. Мектеп окыушылары арасында бул кеселлик 25-40 % ушырасады, хам жылына 5 % ке кобейиуи гузетилмекте.  Соннан 6-18 %  балаларда   кеселликтин аскынланган формасына отиуи аныкланган, бул оз гезегинде  кориу хызметинин  томенлеуине, коз токымаларында тикленбейтугын морфологиялык озгерислерге, натийжеде айырым  спорт турлери менен  шугылланыуга, касип танлауда  шегараланыуларга алып келеди.


 Миопия-коздин нур сындырыушы болимлери менен онын олшемлеринин  сайкес келмеушилиги себебинен кориудин томенлеуи ямаса узактан кориу кабилиетинин пасейиуи болып, туума хам арттырылган турлерге болинеди. Миопиясы бар адамларда рефракция(коздин тынык болимлеринин козге тускен жактылыкты сындарып тор пердеге бейимлестирип бериуи) кушли ямаса коздин олшемлери нормадагыдан улкен болады, натийжеде сырттагы затлардын сулдери ямаса кориниси коз тубине толык жетип бармайды, узактагы заттын кориниси анык коринбейди, сол себепли жакынлап кориуге мажбур болады. Аккомодация-коздин узактан хам жакыннан кориуге бейимлесиуи. Бунда тийкарынан коз иши булшык етлери хам коз гаухарынынын кыскарыуы-босасыуы натийжесинде коздин хар кыйлы аралыкка кориудин жаксыланыуы амелге асырылады. Организмнинг хроник(жапсаклы) кеселликлери натийжесинде аккомодацияны харекетке келтириуши мускуллер  халсиреуи, тез шаршауы гузетиледи, жакыннан узакка караганда кориудин бейимлесиуи томенлейди.



ТошПТИ Нукус филиали қошидаги академик лицей

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан

ТошПТИ Нукус филиали қошидаги академик лицейида 2013-2014-ўкув йилида ТошПТИ Нукус филиалида 2013-йил 28-декабрдаги “Чет тилларни ўрганиш тизимини янада ошириш ҳақида”ги ПҚ-1875-сонли қарорининг бажарилишини таъминлаш ҳақидаги буйруғининг бажарилишини таъминлаш ҳамда “Мутахассислик фанларидан ўқув  жараёнида замонавий илғор педагогик технологияларини ҳамда ахборот-коммуникация технологияларини қўллаш ва чет тилларини босқичма-босқич ўрганиб бориш” мавзусини лицейда амалиётга тадбиқ қилиш учун олиб борилаётган ишлар буйича семинар-тренинг бўлиб ўтди. Семинар тренинг ТошПТИ Нукус филиали қошидаги Малака ошириш курси директори Ақбал Ермекбаева қатнашди ва нутқ сўзлади.

Участники проекта “Будущее Родины в твоих руках” ТашПМи Нукусского филиала

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан


 


Начиная с 25 ноября по 25 декабря 2013 года профессорско-преподавательский состав проекта “Ватан келажаги сенинг қўлингда”(“Будущее Родины в твоих руках”), начали вести просветительскую деятельность в  академичеких лицеях, профессионально-технических колледжах и школах  Караузякского и Тахтакупырского районов Республики Каракалпакстан. Состав был сформирован из преподавателей кафедры Общественных наук ТашПМИ Нукусского филиала, представители из КК Отделения Академии Наук РУз, лидер «Камолот» филиала, руководитель отдела духовно-просветительской работы филиала, историков, социологов и представитель Независимого института по мониторингу формирования  Гражданского общества Республики Каракалпакстан, а также студенты филиала. 

ТошПТИ Нукус филиалининг янги веб сайти — mednf.uz

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан


Тошкент педиатрия тиббиёт институти Нукус филиалининг янги расмий веб сайти ишга тушди, сайт номи  http://www.mednf.uz. Расмий веб сайтнинг умумий ҳажми 250 мб бўлиб UZINFOKOM серверида жойлашган. 

«Юрт Келажаги» иқтидорли ёшлар танлови

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан

Жорий илнинг 12-14-декабр куни Бухоро вилоятида  ўтказилган «Юрт Келажаги»  иқтидорли ёшлар танлови  Республика босқичда ТошПТИ Нукус филиали  «Даволаш иши» факулътети 7-курс талабаси Пулатов Дилшод Собиржонович ғолиби бўлди ва Өзбекистон «Камолот» ёшлар ижтимоий ҳаракати марказий кенгаш томонидан СЕРТИФИКАТ  билан такдирланди. 

Конституции Республики Узбекистан

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан

3 декабря 2-13 года в Нукусском филиале ТашПМИ было торжественное собрание,  посвящённое 21 годовщине Конституции Республики Узбекистан.  Собрание было проведено в торжественной обстановке в актовом зале Нукусского филиала. Собрание открыла заместитель директора по духовно-просветительской работе З.Сеитова. В своём  выступлении она отметила, что по всей республике во всех организациях, учебных заведениях,  в махаллях,  в столице и районах это событие отмечается на высоком уровне. И что права и гарантии, определенные в Конституции Республики


1-декабря Всемирный день борьбы СПИДом

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан


На встречу были приглашены специалисты из «Нукусского Центра по борьбе со СПИДом» и в том числе Асанова Злиха специалист из Центра по борьбе со СПИДом.



Достижения и перспективы программы по Грудному вскармливанию на территории Сельского Врачебного Пункта «Азат» Берунийского района Республики Каракалпакстан.

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан

Началом реформ системы здравоохранения Республики Узбекистан явилось принятие Указа Президента Республики Узбекистан от 10 ноября 1998 года  «О Государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан».  В последующем №УП-3214 от 26.02.2003 года, №УП-3923 от 19.09.2007 года, а также изменения и дополнения в действующие Законы Республики Узбекистан.


В результате последовательной реализации  Государственных программ в области укрепления здоровья матери и ребенка, повышение медицинской культуры  в семье,  укрепление здоровья женщин, созданию условий для рождения и воспитания здорового поколения на 2009-2013 гг.


Одной из программ успешно внедривших медицинскими работниками Сельского Врачебного Пункта (СВП) «Азат» Берунийского района Каракалпакстан среди матерей, которые имеют детей до двух лет – Программа Грудного вскармливания.


Грудное вскармливание является самой лучшей едой для грудных детей, оно обеспечивает ребенка всеми пищевыми веществами, которые ему нужны в первые 6 месяцев, способствует полноценному физическому и умственному росту и развитию, оказывает положительное воздействие на здоровье как ребенка так и матери.


Пропаганда программы Грудного вскармливания  начинается с родильного отделения Центральной районной больницы – Инициатива больницы доброжелательного отношения к ребенку


Пропаганда исключительно грудного вскармливания на участке СВП за последние 5 лет показывает отсутствие неонатальной смертности.


 


 


 


Особенности клинического течения поллинозов у детей, в условиях Приаралья.

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан

Цель работы – определить особенности распространения и клинического течения поллинозов у детей, проживающих в условиях Каракалпакстана.


Материалы и методы: Объектом исследования являлись дети, страдающие поллинозами. В качестве материала для анализа использовали истории болезни 31 детей, находящиеся под наблюдением в Республиканской  детской больнице г.Нукуса. Больные были в возрасте 2-14 лет. Мальчиков среди них было 23, девочек – 8.


Результаты: Из 31 больных детей поллинозом у 20 (64,5%) заболевания проявлялись риноконъюнктивальным  синдромом, у 11 (35,5%) констатирована пыльцевая бронхиальная астма.


Важной особенностью поллинозов являлось  частая сочетание основного заболевания с другими аллергическими заболеваниями 22,5%; аллергодерматозами – 9,6%, бронхиальной астмой – 6,45%, астматическим бронхитом – 6,45%.  У 25% обследованных выявлено наследственная отягощенность  по аллергическим заболеваниям.


Обострение признаков поллиноза чаще наблюдались в апреле-мае – в начале июня, а затем в августе – сентябре – октябре, что связано с цветением различных растений и резким увеличением пыльца аллергических растений в воздухе.


Средний возраст детей при первых проявлениях поллиноза в обследованной группе оказался существенно ниже указываемого в большинстве работ, посвященных этой проблеме: он был равен 5,3 года. Средний возраст детей при первом обращений в аллергологическое отделение и аллергологическом исследовании был 7,8 года. Следовательно, диагностика и этиотропная терапия запаздывали в среднем на 2,5 года.


Вывод: Распространенности поллиноза   среди детей, проживающих в условиях Каракалпакстана высокой. Недостаточная осведомленность врачей об этом заболеваний приводит в большинстве случаев к значительному опозданию в диагностике и этиотропной терапии и вследствие этого  прогрессированию заболевания. Своевременная диагностика поллиноза и направления таких больных в аллергологические кабинеты являются необходимым условиям для успешного проведения этиотропной терапии – специфической гипосенсибилизации.


 


 


А.Н. Кусбатырова., Ж.М.


Мамбетов ., Б.З.Сейтимбетова.

Клиника - экологическая характеристика течения бронхиальной астмы у детей в условьях Каракалпакстана.

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан

Особенно актуально данная проблема в  тяжелой экологической обстановке Каракалпакии, где в связи с неудовлетворительными условиями социального проживания, общий уровень заболеваемости остается высоким.


Цель: Изучить экологические факторы воздействия на течение бронхиальной астмы у детей.


Материалы и методы: Нами обследованы 60 больные дети с бронхиальной астмой на базе аллергологического отделения РМДМЦ  г. Нукуса. Из них 28 мальчиков и 32 девочек в возрасте от 5 до 15 лет. Тяжелое течение заболевания выявлено у 23 больных, среднетяжелое-30, и легкое — у 7 детей. У 16(26,%) детей отмечался  астатический статус,  у 30 (50%) больных слабовыраженные астматические явления.


Подробно собрано  анамнез с оценкой возможного блогопрятного воздействия окружающей среды, общеклиническое исследование атопического статуса, оценку функции внешнего дыхания, при необходимости ринопровакационные аллергические тесты, рентгологическое, лабораторное исследование.


Результаты и их обсуждение. Проведено сравнительное изучение клинических и лабораторных особенностей бронхиальной астмы у всех больных с различной   степенью тяжести заболевания.  У всех  больных  клинический отмечалось экспираторная одышка, сухой кашель трудно отделяемой мокротой, чувство тревоги, участие вспомогательной мускулатуры в дыхании, коробочный оттенок  перкуторного звука, свистящие хрипы в легких. Лабораторная данные у всех детей эозинофилия. Бронхиальная астма в 60% случаев была обусловлена сенсибилизацией к домашней пыли, 22.2% — к бытовым аллергенам, 7,8% — к пищевым и  лекарственным, 10% -к  пыльцевым аллергенам.  Обострения бронхиальной астмы были обусловлены как контактом с аллергенами, так воздействием внешней среды.


Выводы: Таким образом, отмечается влияние экологических факторов на течения бронхиальной астмы, более выражена тяжелое течение астматическим статусом,  а также частые рецидивы, непродолжительные периоды ремиссия.


 


 


 


Б.З.Сейтимбетова., Ж.М.Мамбетов.,


С.Т.Утегенова., А.НКусбатырова.


 

Клинико-генеалогическая характеристика при неспецифической пневмонии у детей.

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан

В практической педиатрии до настоящего времени считают, что ревматизм, гломерулонефрит, пневмония возникают вследствие бактериальной инфекции и аллергии, наряду с этим, имеются данные о том, что в патогенезе указанных заболеваний важную роль играет существующее у определенных лиц наследственное предрасположение к ним.


Целью исследования – Выяснение роли наследственных факторов в генезе острых и затяжных форм пневмонии с помощью генеалогической  исследований при учете неблагоприятного влияния внешне-средовых факторов Южного Приаралья.


Методы и материалы. Изучали клиническую картину острых и затяжных пневмонии с одновременным составлением родословной у 46 детей, в возрасте 1-3 лет-15, 4-7 лет – 18, 8-14 лет – 13. Контрольную группу составили 20 здоровые дети.


Результаты: При генеалогическом  родословным анализе детей, часто болеющих повторными острыми и затяжными бронхопневмониями, было установлено, что среди родственников I, II и III  степени родства больных пробандов неспецифические бронхолегочные заболевания встречаются в 2,4%, тогда как среди родственников здоровых пробандов (контрольная группа) – в 0,53%, то есть в 4 раза реже. Отмечено также, что родители больных детей в 6,8 раза чаще болеют, чем родители здоровых, причем у матерей эти заболевания встречается с большой частотой, чем отцов(3:1).


Родственников первой степени родства составил 62,2%.существование наследственного предрасположения к пневмониям у детей подтверждается близнецовыми исследованиями. Доля наследственности по данному признаку составила 54,5%.


Заключения: Таким образом, есть достаточно оснований рассматривать бронхопневмонии на фоне существования  у многих детей, таких индивидуальных особенностей которые предрасполагают к определенной патологии. Важным этапом исследований, поэтому является раскрытие особенностей, являющихся слабыми звеньями и способствующих возникновению данного заболевания. К развитию затяжного инфекционно- аллергического процесса предрасполагают аномалии конституции у детей, особенно их сочетанные формы.


 


 


Ж.М.Мамбетов., А.А.Маткаримова., Б.З.Сейтимбетова.


Нукусский филиалТашПМИ

Особенности ювенильного ревматоидного артрита с дефицитной анемией в условиях Южного Приаралья.

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан

 Вопрос об особенностях эритроцитарной  системы при ЮРА   и развитие анемии остается недостаточно изученным.


Цель исследования – оценить функциональное состояние эритроцитарной системы больных ювенильным ревматоидным артритом, с учетом степени активности, формы заболевания, и изучить некоторые стороны  развития дефицитной анемии при ЮРА.


Материалы и методы.


Было изучена 33 ребенка в возрасте от 3 до 14 лет, в том числе девочки 24 и 9 мальчиков находившиеся на стационарном лечении в кардиоревматологическом отделении РМДМЦ г. Нукуса. Суставная форма болезни отмечена у 24 детей, заболевание у них протекало в основном по типу олигоартрита. Среди этих детей в фазе ремиссии 4, у 12 выявлено I степень активности восполительного процесса, у 8 – II степень. Суставно — висцеральная форма ЮРА установлена у 9 детей (II степень активности болезни у 3), функциональная способность опорно – двигательного аппарата нарушена у 11 детей.


Результаты. Анализ крови показал выраженное снижение количество эритроцитов и содержания гемоглобина в крови. У больных с резко выраженной активностью воспалительного процесса наблюдалась, как правила более выраженная анемизация, чем у детей с минимальной активностью процесса… Среди всех больных выделялась группа с суставно – висцеральной формой заболевания  с высокой активностью процесса и резко выраженной анемией. У этих больных число эритроцитов доходило до 2,4 х 10 12/л, а концентрация гемоглобина падала ниже 60 г/л. Вместе с тем, как правило, у больных с суставной формой ЮРА отмечались более доброкачественное течение болезни, длительные ремиссии, не резко выраженная анемизация: средний уровень эритроцитов достигал 3,3 х 10 12/ л, концентрация гемоглобина 66 – 88 г/л. Цветной показатель был в пределах 0,56 – 0,9, составлял в среднем 0,85, умеренное снижение  сывороточного железа, причем гипохромия наблюдалась лишь в случаях суставно – висцеральной формы с высокой активностью процесса.


Заключение. Таким образом, основным результатом работы является, что основную роль в развитии дефицитной анемии при ЮРА у детей играет снижение средней длительности жизни эритроцитов, усиление гемолиза, вероятно аутогенного происхождения. Нарушение состояния эритроцитаронй системы во многом определяет клиническую картину и исход ЮРА.

СӨ3ЛИКЛЕРДЕ ЖЕЦИЛ САНААТ ТЕРМИПЛЕРИНИЦ БЕРИЛИЎИ

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан

СӨ3ЛИКЛЕРДЕ ЖЕЦИЛ САНААТ ТЕРМИПЛЕРИНИЦ БЕРИЛИЎИ


Сратдинова Г. Б.


ТашПМИ Нокис филиалы


Бул макалада созликлерде женил санаат терминлеринин классификацияа белиниуи, олардын езгешеликлерине итибар каратамыз.


Тил, созлик курамы хом онын сез байдыкларын изертдеу менен байланыелы белгили кыйыншылыкдар бар. Усыньщ менен байланыелы сезлерди белгили бир системаа салыУдын курамалыгы менен байланыелы [1:25].


Тилдин морфологиялык, фонетикасы хэм синтактикалык, структурасьгнда белгили бир системалылык бар. Бул жадай оларды илимий классификацияа ажыратыу хам уйрениуди жениллестиреди. Лексикада системалылык тилдиц баекд тарауларында кезге тасланып турмайды. Онын устинс евзлер тилдеги баска кураллара (дауыслар, аффикслер хам т.б.) салыстыранда мудар торспинен кви. Лсксиканы системалылык хэдийсс сыпатында уйрениу менен байланыелы кыйыншылыклардан жэне бири лсксиканын тилдин баска тарауларына салыстыранда езгериушен екенлиги. Келтирилген жадайлар хэм евзлик курамындата сез байлыгоньщ бар квлеми менен аныклау хом квз аддына келтириуге имкан бермейди, бирак усыан карамастан филологияда (тил уйрениуде) тилдин сез байльпын хам белгили бир система сыпатында квз алдына келтириу хам илимий классификациялаудын твмендигише усылдары бар:


1. Сезлерди евз шакдпларына ажыратыу усылы хам омелий евз шаканлары системасы;


2. Созлердиц жасалыу моделлсрине кдрап классификацкялау усылы яный соз жасау системасы;


3. Сезлерди функдионал-стилистикалыктопарлара ажыратыу усылы, яный евзлердин стилистикалык ди(1и|>еренцнал топарлары;


4 Сезлерди белгили тематикалык топарлара ажыратыу усылы, яный сезлердиц тематикалык, топарлары;


  1. Сезлерди тарийхый функционаллык. бслгилсринс карап, классификациялау жолы, яный сезлерди колланыуынг карай актив \эм пассив топарлара ажыратыу;


6. Сезлерди мэнисли хэм мэнис катнасына карай классификация егиу усылы.


Бул усыл менен бир манили хэм тец монили созлер: омонимлер, синонимлер, антонимлер, архаизмлер, неолошзмлер, историзмлер хэм баскалар менен белтиленеди. Келтирилген усыллар сезлик курамындагы сезликли байлыкдардын белгили тэреплери жузинен толык болмасада белгили илимий кез кдрасларды пайда етеди


Айырым адсбиятларда айтылыуынша, тилдин систсмалылыгы еки жадайда:


1. 0з-ара байланыелы болан тил хэдийселериниц жыйындысында


  1. 0з-ара ишки байланыелылык кушине ийе болан муУапыклык иьтзамлыкларында айкын керинеди

  2. Сезлик байлыгын кураушы сезлер арасындаил ез-ара белгили байланыелылык буан тен нызамлылыклар, бунын тийкарында жузегс келген системалылык тилдин ишки рауажланыу нызамлылыкларына лексикаа, сондай-ак, сырткы факторлардыц жузеге келетугын белгили кушлергс суйснеди f3: 35].


Тилдин сезлик курамын кураушы лсксикалык бирликлерге суйсниуши баска бир эхмийетли куш бар. Бул сез сезлик монисинин реал барлыккз \эм тусиникке кдтнасы болыгг есапланады. Баскаша кылып айтканда тилдеги сезлер белгили тарау предмет хэм хэдийселерди ацлатыУына карай жакынлыкка ийе, мысалы: кийим-кеншек атлары болан сезлер усы тарау предметлери сыпатында бир топара, есимликлер аты болан сезлер баска топара бирлеседи.


Тилдеги сезлерди мине усы тийкарда классификациялау лингпистикзда сезлердиц тематикалык топарлары ямаса сезлердин тематгасалык кдтарлары дсп аталан сезлерди тематикалык топара ажыратыу олардыц мэнисине хэм номинациялык функциясына карай уксас катарлара топарланыуын козде тутады. Демек, сезлердиц тематикалык кагарлары дегенде бир улыУма тема идея атирапына бирлескен сезлерди белгили топарлара топлау тусиниледи. Созлерди тематикалык катарлара топлау ишки нызамлылыкларынан келип шыккдн хдлда емес, балким кебирек сырткы белгилср тийкарында эл«слгс асырылады. Бунда создиц ез мэнисине карай кайсы топар предметине байланыелылыш, кайсы топар предметтин аты екени жетекши орын ийелейди. Бул тэрептен сезлерди тематикалык катарлара ажыратыу усьип.1 сезлерди лсксика-семантикалык топарлара ажыратып уйрениУ усылына карама-карсы кояды. Бул тилдин спецификалык машкалаларын соулелсндирмсйди. Бакдауларымыз соны керсстсди, сезлсрдин тематикалык катарлары лексиканы классификациялаУда гурли дорсжсдс колланылып аты р. Нул усылды пайдаланыУда избе-излик кен бунын устине тематикалык топар, тематикалык катар тусиниклери хэм олардьщ криятсриялары жетерли аныклыкхз ийе смсс. Нотийжсдс бул усыддан пайдаланыу ямаса пайдаланбау хдккында пикир айтылмайды, пайдаланан жадайда да, оны ез аты менен жургизбсу жадайларыда ушырасады.


С.Усманов взинин илимий жумысында езбек тили сезлик курамындагы сезлерди жети ири топара белип олардыц айырымларын тематикалык топара ажратса, тагы бир илимий макаласында тематикалык топар орнында сезлердин манили топарлары терминин коллайды [2: 85].


Айырым изертлеулерде семантикалык, лексикалык хэм тематикалык топарлар терминлери ушырасады. Сезлерди тематикалык ажыратыу белгили халыктилипде кдйсы тараулара тийнсли лексикапынбай ямаса камбааллыкты белигилеуин имкан береди. 0з хэм езлестириу катламлар лексикасын тематикалык топарлара болыу хэм оларды салыстырмалы уйрениу ез катламында кандай тараулара тийисли болан сезлср сакданып туранлыган, кайсы тараулара тийисли сезлер тарийхынан шыгап кеткени хэм онын орнын езлескен сезлер ийелеуин аныклауа жол ашады. Тематикалык классификация мэлим бир лексиканыц катламлара ямаса конкрет мстодлара тийнсли сезлерди топарластырыу ушын колланылыу мумкин.


Лексикологияа тийисли илимий изертлеу жумысларда езлестирген кдтлама тийисли сезлер тематикалык топара ажыратыу менен кен таркалан. Тематикалык классификация белгили бир диалекттин лексикасын ямаса тилдин социаллык тармакдарьша тийисли сезлерди топарластырыу ушын да ислетиледи. Бундай усьит базы бир жадайларда айырым жазыушылардын сез байлытын керсетиУ ушын колланылады.

Беккем шаңарақ- келешек таянышы

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан

          Шаңарақ- жамийеттиң ықшам кишкене бир бөлеги  болып,турмыстың путинлигин,әўладлар даўамлылығын тәмийинлеў менен бир қатарда, әйем заманнан киятырған беккем қорған  ҳәм бийбаҳа  мийрас.


       Шаңарақтың мақсети ҳәм ўазыйпасы перзентлердиң физикалық күшли, руўҳый жақтан раўажланған, интеллектуал билимли инсанлар етип тарбиялаўдан ибарат.


 


         Әлбетте, бундай ўазыйпалар ата-ананың алдына  улкен бир жуўапкершиликти жүклейди. Ҳақыйқаттанда, әдепли, билимли, ақыллы, мийнет суйгиш, ийманлы перзент тек ғана ата-ананың емес, балким ал путин жәмийеттиң ең үлкен байлығы есапланады. Усы орында айтып өтиўимиз керек мәмлекетимиз басшысының жасларға қаратып атырған итибары ҳәм ғамхорлықлары себепли журтымызда  перзентлеримиз ушын жаратылған кең имканиятлар кележегимиз жәнеде жарқын  болыўынан айқын дерек береди. Ғәрезсизлигимиздиң  дәслепки жылларында, перзентлер тәрбиясына кеңнен итибар берилип, балалар спортын раўажландырыў, саламат турмыс тәризин шөлкемлестириў мақсетинде  жамғармалар дўзилди. Олар әне сондай жақсы нийетли ислер  жолында нәтийжели жумыслар алып барылды, бул перзентлеримиз саламатлығына өз үлеслерин қосып келмекте. Әсиресе жаслар ортасында «Умид ниҳоллари», «Баркамол авлод» ҳәм «Универсиада» спорт жарыслары өткерилип  атарғанлығы жас әўладтың физикалық кушли ҳәм руўҳый жақтан раўажланыўында улкен әҳмийетке ийе.


Психологические особенности организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка

ТошПТИ Нукус филиали
Илм-фан

        Психологические особенности речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка целесообразно рассмотреть в контексте интерактивного подхода к изучению иностранного языка.


Интерактивный подход можно сравнить с психологической моделью изучения языка. Человек учится думать, общаясь с другими людьми. Существует три типа регуляции, через которые проходят учащиеся в процессе изучения языка.


       1.Регуляция объекта. В таких ситуациях учащийся больше озабочен не тем, что сказать, а тем, как правильно оформить свое высказывание.


     2.Регуляция других. Это ситуация, в которой речевое высказывание одного партнера по коммуникации сопровождается комментариями и замечаниями другого.


     3.Саморегуляция,  выражающаяся в том, что говорящий чувствует себя непринужденно, высказывая свои мысли и желания.