топик, блог, фотосет ёки йўналтиргич яратиш

Рейтинг
+63.30
avatar

Мусиқа олами

Батафсил

Жизненный и творческий путь композитора Юдакова Сулеймана Александровича

Илм-фан
С.А. Юдаков – родился 14 апреля 1916 году в городе  Коканде в семье бухарских евреев. Рано оставшись без отца, с 12 летнего возраста воспитывался в детском доме. Здесь начались его первые систематические занятия музыкой: обучение нотной грамоте, игре на балалайке, мандолине, гитаре, духовых инструментах. По собственному признанию самого Юдакова – эти занятия сыграли важную роль в расширении его музыкального кругозора и воспитании гармонического слуха.
Музыкальное дарование мальчика не осталось незамеченным его наставниками. И в 1932 году Юдаков получает направление в Москву для дальнейшего профессионального обучения музыкой. Он поступает на музыкальный рабфак при Московской государственной консерватории, где учится игре на флейте. Первые опыты сочинения музыки

Жизненный и творческий путь Джорджа Гершвина

Мусиқа олами
Илм-фан
С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества совпали с «веком джаза» — так называл эпоху 20-30-х гг. XX в. в США крупнейший американский писатель С. Фитцджеральд.

Жизненный и творческий путь Рихарда Вагнера

Мусиқа олами
Илм-фан
 Вагнер — крупнейший немецкий композитор XIX столетия, который оказал значительное влияние на развитие не только музыки европейской традиции, но и мировой художественной культуры в целом.

Жизненный и творческий путь Карла Мария фон Вебер

Мусиқа олами
Илм-фан
 
«Мир — в нем творит композитор!» — так очерчивал поле деятельности художника К. М. Вебер — выдающийся немецкий музыкант: композитор, критик, исполнитель, литератор, публицист, общественный деятель начала XIX в. И действительно, мы находим в его музыкально-драматических произведениях чешские, французские, испанские, восточные сюжеты, в инструментальных сочинениях — стилистические признаки цыганского, китайского, норвежского, русского, венгерского фольклора. Но главным делом всей его жизни стала национальная немецкая опера.

Мушель Георгий Александрович

Мусиқа олами
Илм-фан
Выдающийся узбекский композитор, пианист, педагог. Заслуженный деятель искусств Уз ССР. Профессор.Основоположник узбекского музыкального искусства.
Родился в 1909 году в городе Тамбов. В 1921 году начинает заниматься в музыкальной школе по классу фортепиано. В 1930 году закончил музыкальный техникум. В 1931 году Г. А. Мушель поступает на композиторский факультет Московской государственной консерватории в класс Н. Я. Мясковского. Болезнь последнего помешала Г. А. Мушелю завершить свое музыкальное образование. Заканчивает он класс композиции у М. Ф. Гнесинаи А. И. Александроваодновременно совершенствует свои пианистические навыки в классе проф. Л. Н. Оборина.

Творческий и жизненный путь Манаса Левиева

Мусиқа олами
Илм-фан
Манас (Манасай) Бетьянович Левиев родился в 1912 году в Намангане. Окончил Самаркандский институт музыки и хореографии, Ленинградский музыкальный техникум им. Мусоргского и композиторское отделение Ленинградской государственной консерватории. Участник Великой Отечественной войны, сражался в рядах Ленинградского народного ополчения.

Творческий и жизненный путь Мустафо Бафоева

Мусиқа олами
Илм-фан
В осмыслении программы произведения важную роль играет и другая авторская оригинальная музыкальная тема-”путеводитель” “Караван”, которая, часто повторяясь, приобретает “инонациональные” оттенки. Обрамляя всё сочинение, она как бы символизирует возрождение и продолжение Великого шелкового пути.
Сочинение М. Бафоева охватывает широкое пространство Вселенной, духовно объединяя народы и культуру Востока и Запада, где музыка служит символом мира, добра и согласия.
М.Бафоев — Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан (1995), лауреат Государственной премии им. А.Кадыри в 1997 году, награжден медалью «За трудовое отличие» в 1986 году

Творческий и жизненный путь Томазо Альбинони

Мусиқа олами
Илм-фан
О жизни Т. Альбинони — итальянского скрипача и композитора — известны лишь отдельные факты. Родился он в Венеции в обеспеченной бюргерской семье и, видимо, мог спокойно заниматься музыкой, не особенно тревожась о своем материальном положении. С 1711 г. он перестает подписывать свои сочинения «венецианский дилетант» (delettanta venete) и называет себя musico de violino, тем самым подчеркивая свой переход в статус профессионала.
 

Ашрафи, Мухтар Ашрафович

Мусиқа олами
Илм-фан
Родился 1912 году в Бухаре в семье известного народного певца и дутариста Ашрафжана Хафиза, ставшего его первым учителем.
С 7 лет начал играть на узбекских народных инструментах.

Икрам Акбаров

Мусиқа олами
Илм-фан
Акбаров Икрам Ильхамович — композитор, Заслуженный деятель искусств УзССР, Народный артист Узбекской ССР (1981). Один из первых авторов музыки к узбекским фильмам. Многогранное творчество И.Акбарова вклю­чает в себя жанры оркестровой, хоровой, камерной и эстрадной музыки. Склонность к симфониче­скому мышлению, програмности, мастерство создания крупной динамичной формы проявля­ется не только в собственно симфонической музыке композитора, но и в жанрах музыкаль­но-театрального искусства, концертных произ­ведениях, камерных сочинениях.

Польшадан чиққан даҳо

Мусиқа олами
Илм-фан
Поляк бастакори ва мусиқашунос Фридерик Шопеннинг номи жаҳон мусиқа санъатининг Моцарт, Бетховен, Бах каби даҳолари қаторидан ҳақли равишда муносиб ўрин эгаллаган. Улкан истеъдод соҳиби Шопен ижоди инсоний эҳтиросларга, хис-туйғуларга бой. Шунинг учун ҳам уни бир чашмага менгзаш мумкин.
1810 йил 22 февраль куни Варшава яқинидаги Желязова Боля қишлоғида асли насаби француз бўлган Николя Шопен ҳамда поляк аёли Юстина Кжижанская оиласида бир гўдак дунёга келади.унинг юксак истаъдод эгаси эканлиги ёшлигиданоқ башорат қилинганди. Кейинчалик у опасини «илк устозим» дея эътироф этади.

Патриарх музыки Петр Ильич Чайковский

Мусиқа олами
Илм-фан
Прошло более 170 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. О великом композиторе написаны сотни книг, выпущенные к на разных языках по всему миру. Казалось бы, о жизни и творчестве композитора известно все, или почти все, его музыкальный стиля и новаторство исследованы до последней ноты. Жизнь великого композитора была наполнена множеством интересных фактов. Его всегда сопровождал шлейф сплетен и слухов, усилившихся после смерти. 
Он родился 7 мая 1840 года в заводском поселке Воткинск в Удмуртии. Отец Чайковскогобыл человеком солидным, служил начальником завода на Урале и содержал значительное семейство.

Ференц Лист - человек-комета

Мусиқа олами
Илм-фан
Ференц Лист прожил 75 лет. Это много или мало? Мог бы и больше, но, видимо, сжег себя, стремясь успеть слишком много. И успел. Ференц Лист написал 647 произведений. Он неистово учился, преподавал, открывал консерватории, дирижировал, занимался музыкальным просвещением, близко к сердцу принимал революции, которые должны были изменить жизнь его народа. Комета, пронесшаяся над венгерскими селениями 22 октября1811 года как бы отметила жизнь только что родившегося Ференца Листа. Уже в детстве он проявлял удивительный талант, и эта счастливая звезда словно сопровождала его всю жизнь.

«Времена года» Антонио Вивальди - вечная музыка вечного цикла природы

Мусиқа олами
Илм-фан
Один из крупнейших представителей эпохи барокко А. Вивальди вошел в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта, родоначальник оркестровой программной музыки. В 1678 году в Венеции в семье парикмахера и музыканта Джованни Батиста Вивальди родился первенец Антонио. Детство Вивальди связано с Венецией, где в соборе Св. Марка работал скрипачом его отец. В семье было 6 детей, из которых Антонио был старшим. Подробностей о детских годах композитора почти не сохранилось. Известно лишь, что он обучался игре на скрипке и клавесине.
18 сентября 1693 г. Вивальди был пострижен в монахи, а 23 марта 1703 г. — посвящен в духовный сан. При этом юноша продолжал жить дома (предположительно из-за тяжелой болезни), что давало ему возможность не оставлять музыкальных занятий. 

Людвиг Ван Бетховен и бессмертная возлюбленная великого глухого

Мусиқа олами
Илм-фан

Людвига ван Бетховенасчитают ключевой фигурой западной музыки в период между классицизмом и романтизмом. Даже сейчас он – один из самых исполняемых композиторов в мире. Непревзойденный мастер сонат, хотя писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Она – его первая настоящая любовь, которой он посвятил гениальную сонату. И хотя в жизни великого немецкого композитора были и другие женщины, именно эту юную прелестницу называют его бессмертной возлюбленной.
«Лунная соната» — четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена (всего он написал тридцать две сонаты для фортепиано), а номер 2 означает, что при публикации Бетховен объединил две свои сонаты: 13-ая стала дополнительно № 1 в этой общей публикации, а 14-ая — соответственно получила дополнительный № 2.

Великий виртуоз и его Цель музыки — трогать сердца

Мусиқа олами
Илм-фан

1520 годом помечен корень ветвистого генеалогического дерева старинного бюргерского рода Бахов. В Германии слова «Бах» и «музыкант» в течение нескольких столетий были синонимами. Однако лишь в пятом поколении «из их среды… вышел человек, чье славное искусство излучало столь яркий свет, что и на них пал отблеск этого сияния. То был Иоганн Себастьян Бах, краса и гордость фамилии и отечества, человек, которому, как никому другому, покровительствовало само Искусство Музыки». Так писал в 1802 г. И. Форкель — первый биограф и один из первых истинных ценителей композитора на заре нового века, ибо век Баха распростился с великим кантором сразу после его смерти. Но и при жизни избранника «Искусства Музыки» трудно было назвать избранником судьбы. Внешне биография Баха ничем не отличается от биографии любого немецкого музыканта рубежа XVII-XVIII вв. Бах родился в маленьком тюрингском городе Эйзенахе, раскинувшемся неподалеку от легендарного замка Вартбург, где в средние века, по преданию, сходился цвет миннезанга, а в 1521-22 гг. звучало слово М. Лютера: в Вартбурге великий реформатор переводил на язык отечества Библию.
Р. Шуман сказал о композиторе
Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее — он вечный…

Ўлмас наволар ижодкори

Мусиқа олами
Илм-фан
Халқнинг дилида ва тилида мудом яшаб қоладиган куй-қўшиқлар фақат айрича қудратлиистеъдод соҳибларигагина насиб этади. Шундай бахтга муяссар бўлган Манас Левиев ҳақида сўз кетганида, “Ўтган кунлар”, “Маҳаллада дув-дув гап”, “Мафтунингман”, “ЁР-ёр” (“Қаердасан менинг Зулфиям”), каби машҳур кинофильмларимизнинг қўшиқларини эслаш кифоя.
 

Буюк композитор Манас Левиев 1912 йил 25 июлда Наманганда Бенмин Мандухаев ва Блория Левиевалар оиласида дунёга келди. Бўлажак композиторда мусиқага муҳаббат уйғонишида онаси ҳамда акалари Рубен, Эзро ва Ягудаларнинг ҳиссаси катта бўлди. Айниқса, онаси профессионал санъаткор бўлмаса-да, жозибали овоз соҳибаси эди. Фарзандларига алла, лапарлар, ўзбек фольклори ва мумтоз қўшиқларидан айтиб бериб, санъатга яқинлик ҳиссини уйғотганди. Шу сабабли ёш мусиқачи сайил ва байрамларда, тўй-ҳашамларда ҳофиз ва санъаткорлар ижроларидан хайратланиб, уларга ҳавас қила бошлайди. Саккиз ёшида ўзбек мактабига қабул қилингач, мактаб қошидаги ташкил қилинган ўзбек мусиқа чолғулари ансамблига эъзо бўлиб, қисқа муддат ичида ансамблнинг етакчи яккахонига айланади.



Хоразм воҳасининг беназир санъаткори

Мусиқа олами
Илм-фан
«… Санъаткор билимли, ориф, сўз ва созни юракдан ҳис қиладиган инсон бўлиши керак. Қўшиқ матни мазмунини, руҳини, оҳангини, дардини тўла англаши зарур. Шоир шеърни ўйнаб ёзмайди, уни дард, эҳтирос, ақлий нафосат билан битади. Шу сабабли санъаткор ҳам уни шундай дард, эҳтирос, нафосат билан куйлай олсагина тингловчига етказа олади. Қалбдан чиққан сўз, укй бошқа қалбларга етиб боради...»

 


Комилжон Отаниёзовнинг шогирдларига насиҳатларидан



«Никоҳ марши» ни ёзган бастакор

Мусиқа олами
Илм-фан
Жаҳонда, айниқса, Ғарб ўлкаларида тез-тез янграйдиган, қалблари яқин икки маъшуқни оила бўстонида маҳбуб қилиб, муҳаббат аталмиш матлуб ниятларига етказувчи “Никоҳ марши”га тасодифан бўлса-да, бир бор қулоқ тутмаган инсон кам топилса керак. Аммо шу бахт-иқболни шарафловчи оламшумул мусиқани олмон юртидан чиққан Феликс Мендельсон отлиғ ижодкор инкишоф этганлигини санъат оламида юрганларнинг барчаси ҳам билавермайди. Ваҳоланки, никоҳ сабаб миллионлаб инсонлар меҳроб қаршисида Мендельсон билан ғойибона дийдор кўришишади, унинг тантанавор оғанглари оғушида катта ҳаёт остонасига қадам қўйишади.
 

Мендельсоннинг ҳаёти, ижоди, туриш-турмуш тутумларига назар ташласак, унинг фавқулодда воқеалардан йироқлиги, бироқ мутлақо якранг эмаслигига амин буламиз. У 1908 йилнинг 3 февраль куни Гумбургда, мусиқа оламига мутлақо бегона бўлган иқтисодчи Авраам Мендельсон оиласида дунёга келади.



Опера санъатининг ислоҳотчиси

Мусиқа олами
Илм-фан
 
1873 йил 13 февральда буюк опера хонандаси Фёдор Иванович Шаляпин дунёга келган.

Буюк рус танқидчиси В. Стасов Фёдор Шаляпин истеъдодига таҳсинлар ўқиб: “Самодан бошимизга улуғ бахт ёғилди. Янги буюк истеъдод дунёга келди!” деб хитоб қилганди. Дарҳақиқат, Шаляпин санъат осмонида ёрқин юлдуз бўлиб порлади. У рус санъатининг шуҳрат ва довруғини бутун оламга кўз-кўз қилди.


Шаляпин етук санъаткор бўлиб, мақсадига етушгунча жуда оғир, машаққатли йўлни босиб ўтди. Ҳаёт тўсиқлари, муҳтожликлар ёш фёдорни ниятидан қайтаролмади, чунки у санъатни бутун қалби билан севар, усиз ҳаётини тасаввур этолмас эди. У ўз ёшлик йилларини “Ҳаётим саҳифалари” китобида шундай хотирлайди: “Мен биринчи бор театрга тушганимда ўн икки ёшда эдим. Бир куни бир дўстим мендан ортиқча чиптаси борлигини айтиб, театрга борасанми, деб сўраб қолди. Бирга театрга бордик. Мен кўзимни саҳнадан узмасдим. Саҳнада оё шуъла сочарди. Болалари билан қочаётган Медея изтироб чекарди, гўзал Язон ўзини у ёқ-бу ёққа урарди. Ҳайратдан анграйиб қолдим. Оғзимдан сўлакларим оқаётганини пайқадим. Жуда ҳижолат бўлдим… Парда кўтарилиши билан лол бўлиб қолдим. Театр мени сеҳрлаб, бутун эс-хушимни ўғирлаб қолган эди”.