топик, блог, фотосет ёки йўналтиргич яратиш

Танец длиною в жизнь (Продолжение)

Блог им. dtmrxom

 


«Танец длиною в жизнь»


(к 100-летию со дня рождения Народной артистки Узбекистана


Мукаррам Тургунбаевой)


 


   Талант великой танцовщицы ярко проявился и в балетном жанре. Освоив основы классического танца мастеров европейского балета, М.Тургунбаева воплотила на сцене образы Шохиды («Шохида» Ф.Таль), Ак биляк  («Ак биляк» С.Василенко), Гуляндом («Гуляндом» Е.Брусиловского), Заремы («Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева).


В годы Второй мировой войны Мукаррам Тургунбаева осуществила постановку таких сольных и массовых танцев, как «Роҳат», «Раққоса», «Нагора», «Бухорча», «Гульсара», «Тановар», «Пахта», а также «Уйгурский», «Хорезмский» и «Бухарский».



 В 1947 году М.Тургунбаева совместно с Уста Олимом Камиловым восстановила танец Тамары Ханум «Дойра дарс», а также создала танцы «Дильбар», «Андижанская полька»  и «Пилла».


В 50-е годы М.Тургунбаева становится самой знаменитой танцовщицей    и ведущим балетмейстером Узбекистана. В эти годы она успешно гастролирует по многим странам мира – Индия, Таиланд, Корея, Китай, Афганистан, Камбоджа. В 1955 году  М.Тургунбаева  и один из ведущих балетмейстеров Узбекистана Исахар Акилов отбирают 12 девушек Ташкентского хореографического училища, и создают в 1957 году ансамбль для участия во Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов в Москве. Ансамбль был назван «Бахор». Для репертуара ансамбля было создано пять концертных программ, в которых массовые танцы чередовались с сольными и дуэтными. Назовем такие известные, как «Бахор», «Уфари санам», «Қўгирчок», «Фарғона рубоийси», «Муножот», «Ўзбек вальси», «Ғайратли қиз», «Айланма», «Бешқарсак», «Баёт», «Занг», «Пахта», «Катта уйин», «Учрашув», «Лазги», «Дилдор», «Дильбар» и много других. В 1957 году ансамбль получил золотую медаль на Всемирном фестивале студентов и молодежи в Москве. В 1960 «Бахор» был удостоен звания Государственного ансамбля народного танца Узбекистана.


Искусство ансамбля «Бахор» проникло во все уголки республики, захватило все сцены. Гастрольные поездки прославленного коллектива по Германии, Швеции, Венгрии, Чехословакии, Польше, Египту  и другим странам мира  знакомили зарубежного зрителя с национальным узбекским танцевальным искусством.


«Настоящее искусство не знает ни преград, ни границ! Это я испытала, почувствовала, прожила всем своим существом», – говорила Мукаррам Тургунбаева.


Ни одно крупное мероприятие не проходило без участия ансамбля «Бахор». Репертуар «Бахора» стал классикой узбекского танцевального искусства.


Мощная энергия молодости пронизывала все танцы М.Тургунбаевой. Обобщенный образ танцевальной героини складывался постепенно, от танца к танцу. Программа хореографических композиций  выявляла разноликость героинь Тургунбаевой. Танцы «Пахта», «Гульсара» продолжили и усложнили образы танцев «Гульрух», «Дильбар», «Гайратли киз». Апофеозом этого процесса стали «Джанон» и «Андижанская полька». «Катта уйин», «Нагора» — танцы иного характера. В их основе древние ритмы и танцевальные фигуры. Они открывали образ иного типа женщин: строгих, погруженных в себя, привлекающих своей загадочностью. В этих танцах жила тайна, которая раскрывалась в искренних откровениях монолога героини «Тановар» и в чувственной пластике изысканно декоративного «Мунаджата». Манера танца самой Тургунбаевой была типичной для своего времени. Ее отличала ярко выраженная индивидуальность исполнения. Техникой  танца она владела профессионально, продумывая, вычисляя, подсчитывая с карандашом, на бумаге, линейкой и циркулем. Создание танцев проходило несколько этапов. Вначале танец рождался в ее воображении, затем она считала и вычисляла такты, потом рисовала танец на бумаге, опять высчитывая до малейшей подробности. И только потом начинала репетировать…


Узбекские профессиональные танцы в исполнении Тургунбаевой – передают все оттенки  человеческих чувств. Чеканный «Нагора» воспевает гордую, величавую женскую красоту, кокетливый «Рохат» посвящен светлому нежному чувству любви. Стремительный «Кари наво» – прославляет красоту природы. Бравурный «Садр» – танец глубокой тоски о потерянном. Декоративен «Савти мунаджат», полон глубокой поэтичности «Гуль уюн».


М.Тургунбаева поклонялась таланту Галины Улановой, восхищалась искусством  Майи Плисецкой. Она четко осознавала закономерность нового направления в хореографии и сознательно подчиняла ему современные композиции.  Она убыстрила темп во всех танцах. Даже в тихий танец «Тановар» ворвались резкие движения. В последние годы Мукаррам Тургунбаева стала изменять свои сольные танцы, превращая их в  массовые композиции.


Мукаррам Тургунбаева осуществляла  постановку танцев в операх «Зейнаб и Омон» Т.Садыкова,  «Сердце поэта» М.Ашрафи, «Гульсара» Р.Глиэра и Т.Садыкова, «Свет из мрака» Р.Хамраева, «Ойджамол» И.Хамраева, «Тахир и Зухра» Т.Джалилова, Б.Бровцына.  В 1971 году она проводила консультации в постановке балета «Тановар» А.Козловского, а в 1976 – оперы-балета «Сказание о любви» Т.Джалилова, Б.Бровцына. Многие годы вела активную педагогическую и воспитательную деятельность.  С 1947 года она преподавала в Ташкентском хореографическом училище.  Среди ее учениц: Галия Измайлова, Кундуз Миркаримова,  Гульнара Маваева, Раъно Низамова, Валентина Романова, Тамара Юнусова, Равшаной Шарипова, Маъмура Эргашева, Насиба Мадрахимова, Угилой Мухамедова.


Последний,  танцевальный номер М. Тургунбаевой – «Голубой маком»,  был создан для программы экспериментальной творческой группы балета театра Навои, организованной народной артисткой СССР Бернарой Кариевой.  Своеобразный, типично национальный вокализ макома нашел  органичное зримое воплощение на балетной сцене.


         Имя М.Тургунбаевой присвоено объединению «Узбекракс» и одной из улиц города Ташкента. О жизни и творчестве известной исполнительницы сняты фильмы: «Салом, бахор» (1962), «Санъатга бағишланган умр» (1971), «Мукаррама опа ва қирқ гўзал» (1977).


Ежегодно с 1993 года в мае месяце  проводится конкурс молодых танцовщиц имени М.Тургунбаевой. М. Тургунбаева  является  лауреатом   Государственных премий,  была награждена орденами и медалями. Посмертно в 2001 году была удостоена ордена «Буюк хизматлари учун».


Вот лишь несколько высказываний об искусстве Мукаррам Тургунбаевой, которые дополняют наш краткий творческий портрет:


«Языком танца можно повлиять на духовный мир людей, его надежды и мысли, его отношение к жизни. Таков танец Мукаррам Тургунбаевой...». — Тамара Ткаченко, народная артистка РСФСР


«Я всегда поклонялась необыкновенной пластичности узбекских танцовщиц. Но одна из них — Мукаррам Тургунбаева — обладает величайшим даром: пластика её танца умеет радоваться, смеяться, страдать...». Галина Загурская, народная артистка СССР.


 «Моя Мукаррам — гениальная драматическая актриса. Какой бы танец она ни дарила нам, даже самый бравурный, его героиня была не легкодумна, не беспечна, в ней жила незаурядная сила души, личности, обретшей себя в нелегкой борьбе с рабской психологией азиатской женщины", – говорит выдающаяся узбекская балерина, народная артистка СССР Бернара Кариева. – Я считаю себя ученицей и последовательницей Мукаррам не только потому, что училась у нее узбекскому танцу, а потому что моя лирическая героиня выросла из танцевальной поэмы «Тановар».


Мукаррам Тургунбаева ушла из жизни 26 ноября 1978 года. Однако ее безудержная фантазия,  ее любовь к танцу, ее прекрасные творения  живут  и развиваются в танцевальном искусстве современного Узбекистана, как бы подтверждая слова самой танцовщицы: «Я не боюсь смерти, потому что моя жизнь — вся в танце. А танец — бессмертен. Мои ученицы понесут его дальше, в жизнь, а их ученицы передадут наш сказочно прекрасный танец далёким потомкам...»


В рамках мероприятий, посвященных  100-летию  со дня рождения М.Тургунбаевой,   29.01.2013 в Мемориальном Доме-Музее Тамары Ханум состоялся Круглый стол на тему: «Творческое наследие Мукаррам Тургунбаевой и проблемы современного национального узбекского танца». Организатором выступила Ташкентская Государственная Высшая школа Национального Танца и Хореографии.


 


 


Аманмурадова Саадат Чарыевна – кандидат искусствоведения,


доцент Ташкентской  Государственной  Высшей


школы национального танца и хореографии.


 


 

0 изоҳ

Рўйхатдан ўтганлар ва тасдиқланганларгина изоҳ қолдиришлари мумкин.